Технологический процесс утилизации следующий:
Суда своим ходом выбрасываются на отведенный участок побережья носом к берегу в короткие часы полной воды. В течение 7-10 дней после схода воды идет демонтаж оборудования: вырезка цветных металлов из трубопроводов, демонтаж медных кабелей силовых цепей.
После этого начинается собственно разделка и утилизация. К задней части судна подтягивают строительные леса, которые имеют газорезчики вертикальными резами разделяют на секции - так, чтобы в середине каждой был отсек, ограниченными поперечными переборками, сохраняющий плавучесть. Днище разрезают вдоль или поперек изнутри.
При очередном приливе лебедками медленно подтягивают секции к берегу и отодвигают их друг от друга, расширяя фронт работ. Каждую секцию разрезают и разваливают на крупные блоки отдельно, начиная с двойного дна. Блоки вытягивают на берег для окончательной разделки на крупногабаритный лом. При всех операциях используется минимум оборудования - это газовый резак, кувалда и мускульная сила рабочих.
Наиболее экономичная утилизация - когда транспортное судно отправляется на лом ходом. Как правило, оно уходит в последний рейс в Индию, Пакистан, Китай или Бангладеш с дешевым навалочным грузом (руда, уголь, металлолом). После выгрузки в порту назначения продают по цене судового лома фирме-посреднику.
Военные корабли также утилизируют в Индии. Они поступают туда демилитаризованными (без вооружения, боезапаса и секретного оборудования). Как правило, корабль после такого демонтажа теряет ход и перемещается на разделку при помощи морского буксира. Таким же способом доставляются и аварийные суда транспортного и рыбопромыслового флота.
В СССР не было построено ни одного предприятия для разделки морских транспортных средств, а также отсутствуют подходящие участки для разделки судов на берегу.